Тематический план

  • Общее

    апор35762
    КАБИНЕТ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ ХОРЕВА С.А.
    (творческая лаборатория)

    Приветствие


    ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА КОНЦЕРТ
    КЛАВЕСИННОЙ МУЗЫКИ
    (автор и ведущий Хорев С.А.)


    Прочитай о клавесине


    валрпоаКлавесин — клавишный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Музыкант, исполняющий музыкальные произведения как на клавесине, так и на его разновидностях, называется клавесинистом. Клавесины появились в XV веке. Клавесины XV века не сохранились. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция.

    Клавесин имеет форму продолговатого треугольника. Его струны расположены горизонтально. На конце каждой клавиши стоит прыгун. На верхнем конце прыгуна закреплен плектр (язычок) из пера или из пластмассы. Чуть выше плектра – демпфер из войлока или мягкой кожи. При нажатии клавиши прыгун поднимается, плектр защипывает струну. Если клавишу отпустить, освобождающий механизм позволит плектру вернуться на место под струну. Колебания струны заглушаются демпфером.

    Клавесин - камерный инструмент, т.е. использующийся в небольших помещениях. Звук у него блестящий, хрустальный, тихий. Очень много музыки для клавесина писали Жан Филипп Рамо, Дитрих Букстехуде, Георг Фридрих Гендель и, конечно, Иоганн Себастьян Бах.
    пралопрке



    Особенность клавесина в том, что громкость его звучания не зависит от силы нажатия клавиши. Поэтому клавесин звучал весьма невыразительно, монотонно. Чтобы избежать монотонности звучания, клавесинные мастера стали снабжать каждую клавишу не одной струной, а двумя, естественно, разного тембра. Но вскоре выяснилось, что по техническим причинам больше двух комплектов струн для одной клавиатуры использовать нельзя. Тогда возникла мысль увеличить количество клавиатур. К XVII веку наиболее богатые в музыкальном отношении клавесины — инструменты с двумя клавиатурами (иначе — мануалами, от лат. manus — «рука»).

    Как солирующий инструмент клавесин сохранялся в обиходе до конца XVIII века. Во 2-й половине XVIII века клавесин стал вытесняться фортепиано. Около 1809 года фирма Киркман выпустила свой последний клавесин. Около 1810 года клавесин практически вышел из употребления. Возрождение культуры игры на клавесине началось на рубеже XIX-XX веках. Сегодня существуют ансамбли старинной музыки, которые используют клавесины.

    Прочитай об И.С. Бахе

    крлокпуИоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор XVIII века.
    Он происходил из семьи профессиональных музыкантов. Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом.

    Творческое наследие И.С. Баха можно разделить на три части. Первая, вокально-драматическая, связана главным образом с городом Лейпцигом. В этой области им создано около 300 духовных кантат и 30 светских.

    Вторая - органная (веймарский период). В этой области И.С. Бах создал много органных произведений и существенно обновил традиции органного исполнительства.

    Третья часть - инструментальная (г. Кётен). В области музыки для клавесина И.С. Бах первым создал концертные произведения, утвердил самостоятельное значение клавесина и открыл в этой области новые пути. И.С. Бахом созданы первые концерты для одного и нескольких клавесинов, концерты для скрипки в сопровождении оркестра, сонаты для скрипки и сонаты для виолончели, произведения для флейты, виолы да гамба, лютни и др.

    А теперь посмотри выступления преподавателя музыки Хорева Сергея Александровича. Прозвучат некоторые известные клавесинные произведения И.С. Баха.












    Посмотри исполнение на настоящем

    А теперь послушай, как французский композитор Поль Мориа использовал клавесин в современной


    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

    арпрпв